Авторизация
Вы находитесь на странице: История Японии История Японии (661 г до н.э. – 1192 г)

Опрос

Почему я не общаюсь на форуме?

История Японии (661 г до н.э. – 1192 г)

Оценка пользователей: / 17
ПлохоОтлично 

Очевидно, что принцип делить историю по правящей фамилии или местонахождению столицы несколько устарел. Куда как более информативно и обоснованно представляется опереться в этом вопросе на политический строй как основу всех исторических процессов. Такой подход даёт нам следующие вехи японской истории:

    I) Эпоха ранней патриархальной монархии.
    II) Эпоха сословно-аристократической монархии.
    III) Эпоха первой военной империи Минамото-Ходзё.
    IV) Эпоха второй военной империи Асикага.
    V) Эпоха личных диктатур.
    VI) Эпоха феодальной империи Токутава.
    VII) Эпоха конституционной монархии.

 

Эти эпохи и будут рассматриваться в серии статей объеденных названием «История Японии».

Божественный век (до 661 г до н.э.)

Особняком от остальных исторических периодов стоит так называемый Божественный век Японии, закончившийся в 661 г до н.э. Сказать что-то определенное об этом времени сложно. Даже мифологии как таковой ещё не существует. Она только зарождается, готовясь дать японскому народу синтоизм, который в угоду властьимущим провозгласит богоизбранность японского народа и его небесное происхождение. Пока же этот самый народ представляет собой скопление разобщённых племён.

Если история самого Божественного века представляется весьма туманной, то его конец обозначен вполне конкретными событиями. А именно переходом японских племён с острова Кюсю на остров Хонсю на территорию будущей провинции Ямото и основанием Дзимму капитальной резиденции в Ксивара.

Эпоха ранней патриархальной монархии (258-645 гг.)

После появления японских племён в провинции Ямото последовал довольно продолжительный период утверждения и этническо-политического расширения продолжавшийся без малого десять веков. Его логическим продолжением стало формирование государственного строя и первых сословий.

Царица Дзингу супруга ТюайХарактерная черта начальной стадии этой эпохи – агрессивная внешняя политика. Расширение сферы влияния требует военных походов, и они следуют один за другим. Во время правления Тюай, царь во главе войска предпринимает очередную неудачную попытку покорить Кумасу. Впрочем, неудачной она остаётся только до момента смерти царя. Его супруга Дзиигу проявила куда как больший воинский талант. Царица довольно быстро покорила Кумасу, утвердив свою власть на территории не только Хонсю, но и Кюсю. После чего предприняла, не побоюсь этого слова фантастический поход на Корею. Если верить японским историкам, то поход оказался более чем удачным и Корейский полуостров на некоторое время оказался под протекторатом нарождающейся Японии.

Параллельно с ростом территории идёт развитие культуры, множатся и усложняются экономические связи. С окончанием внешней экспансии неизбежно последовал период «переваривания» новых территорий. Ставший для многих империй роковым, он прошел спокойно. В основном благодаря компактности и относительной этнической целостности. Этот период завершает эпоху ранней патриархальной монархии. Из единой родовой системы, вследствие её роста, вычленяются, самостоятельны семьи достаточно сильные, для того чтобы составить конкуренцию правящей династии. Борьба за политическое влияние перестаёт быть прерогативой царей. Наиболее ярко это подтверждает история противоборства двух домов Мононобэ и Сога, которое продолжалось два поколения и завершилось торжеством сторонника буддизма Сога. Царю в нём отводилась роль зрителя или в лучшем случае орудия, которое потом за ненадобностью можно будет выбросить. Так в 592 году царь Судзюн был безжалостно убит по приказу Сога. Сформировавшись, аристократия полностью прибрала к рукам власть.

Эпоха сословно-аристократической монархии (645-1192 гг.)

С 645 по 1192 гг. происходит окончательное формирование, укрепление, реорганизация и, наконец, упадок сословной аристократии. Начавшись «Великой реформой» она закончилась приходом к власти военной системы с императором во главе. Важной вехой в становлении японской государственности стало учреждение писаного закона. Унифицированное законодательство, охватившее все аспекты жизнедеятельности, стало одним из краеугольных камней, на которые в последствии опирались все формы правления.

Серьёзные изменения претерпел быт. Появляются первые города. Как культурные, социальные, экономические и политические центры они потребовали корректировки властной парадигмы и косвенно послужили причиной падения монархии.

Реформа Тайка (Великая реформа) проходила под сильным влиянием китайской династии Тан. Могущественное материковое государство послужило прообразом тех изменений, которых возжелала японская аристократия. Китайская письменность, культура , государственное устройство, в общем, все, что можно назвать одним словом «китаизм» взбудоражило их умы. Главной движущей силой реформ выступила царская семья. Не желая довольствоваться номинальной властью, царская фамилия, заручившись поддержкой многих сильных родов, вознамерилась изменить ситуацию. У знати были свои резоны жаждать перемен один из них – всевластие дома Сога.

Результатом реформы Тайка стало установление абсолютной монархии. Царь, опираясь на выстроенную для этого бюрократическую систему, попытался разрушить родовой строй. Надо сказать, что распространенный на территории Японии синтоизм не способствовал этому процессу. Новое время потребовало новой религии, и её нашли. Китайский буддизм как нельзя лучше подошел к китайской же системе государственного устройства.

Замок рода ФудзивараТвёрдая государственная власть установила мир и процветание на территории Японии . К этому времени (IX-XII вв.) относят золотой век культуры Японии в особенности литературы. Однако в структуру власти с самого начала были заложены предпосылки для её свержения. Знать, поддержавшая царя в борьбе с домом Сога, не была готова принять его власть. Собственно царская фамилия опять выступила орудием в чужих руках. Аристократия, в первую очередь род Фудзивара, использовала абсолютизм как переходной этап к сословной диктатуре. Уже в 859 году Фудзивара Ёсифуса возводит на престол малолетнего Сэйва и назначает себя регентом.

Долгим был путь к власти и стремительным падение сословной диктатуры. Главные факторы, послужившие причиной краха: слабость и разобщённость высшего сословия, милитаризированные монастыри и молодые военные дома.

Всевластие Фудзивара вместо того, чтобы сплотить знать ослабило её. Отодвинутые на второй план семьи предпочитали соперничать друг с другом, чем связываться с могучим родом. Вместе с тем копившееся недовольство должно было найти выход.

Монастыри, появившиеся в период насаждения буддизма, очень быстро перестали быть просто религиозными центрами. Освобождение от налогов, щедрые пожертвования и приток знатных «послушников» превратили монастыри в экономические, политические и военные центры, которые привлекли в свои стены недовольную знать.

Военное сословие формировалось разными путями, но в большинстве своём новые дома возникали из той же, неудовлетворенной сложившимся положением, прослойки высшего сословия. Вытесненные в провинцию они были вынуждены воевать за жизненное пространство. Что постепенно превратило их в главную военную силу в стране. Поэтому неудивительно, что воцарившаяся в конце XII века анархия дала им шанс, которым они не преминули воспользоваться, дав начало эпохе первой военной империи Минамото-Ходзё.

 







Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

158220
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
123130
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
111753
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
108527
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
89719
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...