Авторизация

Опрос

Почему я не общаюсь на форуме?

Традиционные японские искусства

Оценка пользователей: / 32
ПлохоОтлично 

Театр-КабукиГоворя о таком феномене японской культуры, как традиционные искусства в первую очередь вспоминают о поэзии, театре и живописи, но не меньшее значения имеют и исконно японские разновидности: чайная церемония, икебана, бансаи, оригами и т.д. Особняком по сфере применения, но не по философскому наполнению стоят боевые искусства , которые если отбросить их утилитарное применение, открывают перед искушённым исследователем целые пласты восточного менталитета. Впрочем, то же можно сказать и о чайной церемонии и да же об икебане.

Страна Восходящего Солнца

Япония, по сути, не так уж сильно отличается от соседей Китая и Кореи. Схожесть, которую можно было бы объяснить восточной спецификой, наиболее ярко проявляется, как это не странно, в противоречиях.  Большое значение для становления японской культурной традиции имело её территориальное расположение. И дело здесь даже не в изолированности от материка, а скорее в трудно доступности, которая служила своеобразным «фильтром». Проходившие через него верования, учения и т.д. приобретали свою специфику. В результате чего, в большинстве случаев, удавалось избегать столкновений на идеологическом и культурном поле. Дирижёром здесь выступали разные виды искусств, формировавшие, в силу своего происхождения, компромиссное восприятие мира. Единственное чего им не удалось – нивелировать противоречия между сословиями. Поэтому история Японии наполнена мятежами и междоусобными войнами, а прекрасный образ Страны Восходящего Солнца окрасился предрассветной кровавостью.

Дзен-буддизм

Религиозные верования, оказавшие огромное влияние на развитие мировой культуры, не обошли стороной и Японию. Правда, Вера здесь это скорее система ценностей и знаний о мире, чем предмет безусловного поклонения. Человек в ней равен с природой, а значит и с богом, он не раб. Отсутствует конфликт с окружающей средой. Можно конечно скептически отнестись к тому, что якобы каждый человек является вместилищем Вселенной, но этой идее нельзя отказать в притягательности.

Дзен-буддизм, пришедший на японские острова в Xв., научил их жителей, гармоничному сосуществованию с природой и некоторой степени друг с другом. Эта гармония нашла своё отражение и в эстетике искусств. Выражалось это в том, что средневековые японцы не выделяли искусство как таковое. Нет, конечно, существовала и поэзия, и живопись, но они оставались частью гармоничного восприятия мира. То есть для дзен-буддиста картина известного художника и свадебный танец журавля, с эстетической точки зрения, были абсолютно равны. 

Искусство каллиграфииЭто принцип, войдя в повседневный быт, родил то, что в последствии будет ошибочно названо косностью и ретроградством. Действительно с нашим мышлением трудно не обозвать предрассудком такое культурное явление, как допустим «токонома» в котором через икебану, картины и свитки выражался эстетический вкус хозяина дома. Дом продолжение внутреннего мира человека, который в свою очередь является вместилищем вселенской гармонии. Целью подобного единения было превратить всю жизнь в один сплошной творческий акт, не оканчивающийся и со смертью человека.

Очевидно, под влиянием дзен-буддизма в искусстве стали превалировать эмоции, отодвигая разум на второй, если не третий план. Концепция эмоционального наполнения оказалось способной родить прошедшие сквозь года произведения. Их сила воздействия на зрителя со временем не ослабевала. Правда, они оказались, в большинстве своём, не способны подстроиться под современное восприятие. Говоря проще, традиционный японский театр кабуки так и остался кабуки по форме и по содержанию.

Ещё один момент, с которым будет трудно смериться нашим напыщенным деятелям искусств, равенство художника и зрителя. Акт творчества не существует сам по себе, без творца, но его не существует и без восприятия. Поэтому японское искусство это результат совместного творчества художника и зрителя. Конечно, подобный подход накладывает дополнительную ответственность и может показаться несколько абсурдным для европейца, но только на первый взгляд

Синтоизм

Современный синтоизмХоть дзен-буддизм и лёг в основу японского миропонимания, основу эту создал синтоизм. По сути, синтоизм очень схож с древнерусским язычеством. То же многобожие, отражающее неподвластные человеку силы природы. Но просматриваются в нём и черты дзен-буддизма и даже иудаизма. В период укрепления националистических настроений из синто «волшебным» образом вывели идею, что японцы являются единственными потомками богов, а император вообще настоящее божество, произошедшее от солнечной богини Аматэрасу.

Но отбросим идеологическую ахинею. Куда больший интерес представляет влияние синтоизма на общество в целом и на искусство в частности. Благодаря нему мысль об единения с природой глубоко пустила корни на островах. Японец не покоряет окружающую среду, а сосуществует с ней, как равноправный партнёр. Отсюда и такие традиционные японские искусства как икебана, бансаи и т.д. В них природа не умерщвляется для создания «великих» творений, а остаётся в своей первозданной красе. Дело мастера заключается только в том, чтобы открыть неискушенному зрителю эту красоту.  

Икебана

ИкебанаВ переводе с японского икебана означает «живые цветы». Зачастую это искусство представляют чем-то вроде составления букетиков. А между тем составитель икебаны учится своему мастерству всю жизнь. Причём ему вряд ли удастся чего-нибудь достигнуть без ярко-выраженного таланта.

Любая композиция представляет собой законченный и совершенный во всех проявлениях мир. Мир в котором каждая деталь гармонирует с целым. Причём равноправными частями композиции являются окружающая обстановка и человек лицезреющий её. История икебаны обширна и интересна. Она заслуживает отдельной статьи. Здесь же отмечу только что все главные аспекты японской истории и в первую очередь религиозные нашли в ней своё отражение. Есть предположение, что своему происхождению икебана обязана индусскому обычаю подношения цветов божествам, который, придя в V-VIIв. в Японию просуществовал почти без изменения до XVв. и родил стиль рикка.

Бонсаи

БонсаиБонсаи пришло на территорию Японии с материка в IV-Vв. вместе со странствующими буддийскими монахами . Это искусство полностью соответствовало синтоистским верованиям населения. Поэтому быстро нашло отклик в сердцах людей и получило широкое распространение. В переводе с японского бонсаи означает «дерево на подносе». Отсюда ясен и его главный принцип – через малое показать большое. Впрочем, это уже адаптированное под наш менталитет толкование. Для мастера нет отличие межу его творением, природой в целом и тем её аспектом, который он хотел подчеркнуть своей работой.

Интересно, что бонсаи в отличии допустим от икебаны довольно консервативно. Существует 15 канонических стилей, отход от которых, мягко говоря, не приветствуется. Каму-то может показаться странным подобное ограничение. Но лично я нахожу, что эти рамки играют положительную роль, не давая рже, так называемого, «современного искусства» разъесть искусство настоящее. Тем более что каждый из 15 стилей открывает обширное поле для творчества, а распространение бансаи по миру придаёт ему множества национальных оттенков.

Кодо

Не настолько известное за границей как икебана или бансаи, но, тем не менее, очень популярное в самой Японии, «кодо» - предлагает приобщиться к миру прекрасного посредством вдыхания различных благовоний. Кодо своим происхождением обязан буддийской практике медитации. Поэтому и отношение к нему варьируется от презрительного скептицизма до отрешённого поклонения. Но истина, как это часто бывает, лежит по середине. Суть искусства не в переборе запахов, а в достижении изменённых состояний психики. Не стоит бояться последней фразы, так как эти состояния для большинства будут характеризоваться лишь, не достижимым в обычных условиях, расслаблением.

Логичным продолжением кодо является аромотерапия которая, к сожалению, у нас часто принимает, мягко говоря, незамысловатые формы.

Я описал, и то кратко, лишь несколько видов традиционных японских искусств. В следующей статье они будут рассмотрены более подробно. Также будет рассказано и о других вещах создавших славу японской культуре.

 







Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

173263
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
131988
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
121191
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
120864
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
98935
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...