Авторизация
Вы находитесь на странице: Культура Военное дело История боевых искусств Японии. Самураи до «Буси-до»

Опрос

За какой информацией вы пришли на сайт?

История боевых искусств Японии. Самураи до «Буси-до»

Оценка пользователей: / 8
ПлохоОтлично 

Дворец ДаймёТолчком к появлению самураев стало ослабление централизованной власти и отмена во второй половине IXвеке призыва крестьян в армию. Отмена призыва стала ответом на возрастающее недовольство крестьянства всё чаще перерастающее в открытое вооружённое противостояние. Причины недовольства крылись в непосильных налогах как государственных, так и местных, назначаемых даймё. Закабаление крестьян увеличивалось пропорцианально росту влияния крупных землевладельцев, которое происходило на фоне потери монархом своих властных функций. Как бы то ни было, губернаторы теперь были вынуждены самостоятельно заботиться о защите подведомственной территории от разбойников и охочих до чужого добра соседей. Так как появление самурайства было ответом на окружающую анархию неудивительно, что первые его ростки проросли на окраинах империи в Восточной Японии. Этому процессу способствовало и то, что сюда часто отправляли, в качестве губернаторов, военачальников, которые потом оседали в этих местах. Они получали во владение землю, строили на ней дома, а для защиты от айнов и пиратов формировали дружины.

 

В то время самураи ещё не получили статус сословия да и назывались они по другому – «цувамоно», что означает «оружие». Сложная обстановка в стране и военная слабость вынудили власти в IX-Xвв. нанимать на государственную службу цувамоно. Отсюда и идёт название «самурай», в переводе с древне-японского «служить великому человеку, человеку высшего сословия».

Бусидо это не только выражение духа самурайства, но и свод правил. На начальном этапе своего развития, не ограниченные его канонами, самураи не чурались многих занятий, на которые впоследствии стали смотреть презрительно. В частности вряд ли самураи смогли бы вести сколь-нибудь удачные боевые действия без разведки и шпионской сети . Наличие последней тем более актуально в условиях непрекращающихся междоусобных войн.

Многие историки считают, что для Японии того времени характерно презрительное отношение к военному искусству, в общем, и военным в частности. Не знаю, как это состыкуется у них с царящей вокруг анархией, защиты от которой тогда кроме военной силы не существовало. Эта распространенная ошибка основывается на том, что буддийская религия отрицает насилие. Но не стоит переоценивать роль религии . Всё намного прозаичней. Для крестьян сложно любить самураев, которых власть использует для их угнетения и подавления мятежей. Старая же аристократия видела в нарождающемся сословии угрозу для себя и история показала, что не безосновательно.

Из котла всеобщей раздробленности, в котором варилась Япония X века, постепенно стали выкристаллизоваться контуры будущей феодальной системы. В это время почти вся пахотная земля находится во владении мелких собственников. Но подобная ситуация не могла сохраняться долго. Более сильные землевладельцы правдами и неправдами поглощали соседей, в свою очередь мелкие вынужденно уходят под защиту даймё, прощаясь с частью свободы и по существу признавая чужой протекторат. Главным инструментом этих взаимодействий, а впоследствии и опорой для нарождающейся власти сёгунов, стали дружины самураев.

Цувамоно Важным моментом становления самурайства был переход от призывного формирования дружины к постоянному профессиональному войску. Вооружённые слуги защищали своего хозяина, а взамен получали кров и пищу. Одним из главных причин, склонивших весы в пользу именно профессионального войска, стала внешняя угроза в лице коренных жителей Японских островов – айнов. Хоть угроза и не была смертельной, даже в самые кризисные моменты своей истории Империя Восходящего Солнца оставалась сильнее разобщённых племён, но большие трудность приграничным районам, а так же дальнейшему продвижению на север, создавала. Для борьбы с айнами возводят замки Идзава, Тага-Тага-но дзё и Акита, строится большое число укреплений. Но призыв из-за боязни мятежей отменён и чтобы укрепления не стояли пустыми и хоть как-то выполняли свою функцию, необходимы воины. Кто как не профессиональные военнослужащие могли справится с этим лучше всех?

Как мы видим, необходимость в услугах самураев возрастает, что не могло не сказаться на их численности. Ещё одним каналом появления самураев, кроме вооружённых слуг крупных землевладельцев, были поселенцы. Им приходилось буквально отвоёвывать землю у айнов и власти не экономили на вооружении поселенцев. Эта политика принесла свои плоды. Проживающие в непосредственной близости от неприятеля, «адзумабито» (люди востока) оказывали тому довольно эффективное противодействие. Здешний самурай это уже не грабитель, посланный даймё, что бы забрать последнее, а скорее защитник.

Но айны были не только внешней угрозой и условием для консолидации и становления северных самураев. Определённый интерес представляет и взаимное проникновение культур. Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов, например харакири – обряд ритуального самоубийства, ставший впоследствии одной из визитных карточек японских самураев, изначально принадлежал айнам.

Приграничный замокЧтобы лучше понять феномен самурайства, рассмотрим старинную историю о принце Ямато, которая служит своеобразным прообразом всех легенд о самураях. Любопытно что, не смотря на храбрость, принц весьма далёк в своих поступках от идеалов бусидо. Более того, в какие-то моменты предстаёт настоящим злодеем и негодяем. Посудите сами, путь к «подвигам» Ямато начинает с убийства собственного брата. За злодеяние его ссылают, но «наказание» не вразумило воинственного юношу. Вооружившись священным «Мечём клубящихся туч» Ямато отправляется в поход. Впрочем, главным его оружием оказывается не легендарный меч, а собственная хитрость. Однажды, подобравшись к дому врага, он обнаруживает грандиозные приготовления к пиру. Чтобы попасть в дом принц переодевается девушкой. Оказавшись во время празднества, рядом с изрядно опьяневшим хозяином он поражает безоружного противника.

Следующего вождя он убивает ещё более хитрым и подлым приёмом. Ямато вырезает из дерева меч и заменяет им свой. После чего заводит дружбу с гостеприимным вождём. «Друг» всячески старается укрепить их отношения и однажды после совместного купания предлагает, обменятся мечами, ничего не подозревающий, вождь с радостью соглашается. После чего Ямато вызывает того на дружеский поединок и безжалостно убивает.

Вряд ли такой путь можно назвать героическим, но с возвращением домой характер поступков принца меняется. Это кстати говорит в пользу того, что Ямато скорее собирательный образ, чем реальный исторический персонаж.

Ямото встречает гигантского змея, бывшего хозяина «Меча Клубящихся Туч». Тот требует вернуть меч. Но принц жестоким образом игнорирует требование и, перепрыгнув змея, продолжает путь. Оскорбленный змей клянётся отомстить. Отправившись на охоту, принц попадает в хитрую ловушку недругов, которые поджигают высокую траву, что бы сжечь его заживо. Здесь ему наконец помогает чудесный меч. С его помощью Ямато прокладывает дорогу среди огня. После этого меч получает своё второе имя «Меч, Раздвигающий Траву» («Кусанаги-но-цуруги»).

Ну и конечно, какой герой может обойтись без любви. Встречает её и принц в лице красавицы Ивато-химэ. Но стезя героя терниста и нет в ней места для спокойствия домашнего очага. Ямато покидает свою любовь, оставляя ей на память волшебный меч. Не смотря на то, что принц почти не обнажал «Кусанаги-но-цуруги» его незримая защита, как оказалось, была немаловажно составляющей его удачи. При следующей встречи со змеем тому удаются задеть героя и после продолжительной болезни принц Ямато умирает. Его дух обращается в белую птицу и улетает на юг.

В легенде о принце Ямато, как в зеркале, отражена вся история самурайства от предательства и жестокости до самопожертвования и доблести. Но настоящая история самураев, о которой будет рассказано в следующей статье, начинается с появлением «Буси-до».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

179808
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
135540
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
126798
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
124613
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
103907
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...