Авторизация
Вы находитесь на странице: Архитектура Имперское величие японской архитектуры

Опрос

Что я больше всего хочу видеть в галерее?

Имперское величие японской архитектуры

Оценка пользователей: / 12
ПлохоОтлично 

Императорский дворец Дайри

Как и большинство построек в стиле синдэн дворцовый комплекс Дайри не дожил до наших дней. И виной тому не только и не столько хрупкость главного строительного материала того времени древесины. А скорее бурная история, в ходе которой резиденции императоров часто становились мишенью в междоусобных войнах. Как бы там ни было, но несколько скрупулезных реконструкций, позволяют увидеть, каким был этот дворцовый комплекс. Центральное здание комплекса - Тронный зал назывался Сисиндэн (дворец Пурпурных покоев). Перед ним находилась площадь для проведения различных торжеств. Здание было выполнено в типичном для того времени стиле. Вместо разноцветных красок тщательно обработанное дерево, кипарисовая крыша и несколько веранд. У входа в полном соответствии с восточным символизмом росло два дерева: с западной стороны померанец, а с восточной вишня. С северо-запада к Тронному залу примыкали покои Императора - Сэйрёдэн (дворец Чистой прохлады). Они были органично вписаны в сад, выполнявший рекреационную роль. Ручей и миниатюрный водопад, находившиеся там, оправдывали название дворца. Кроме того, в комплекс входили Уммэйдэн (дворец Теплого света) - хранилище регалий императорской власти, Гиёдэн (дворец Благодатного света) - хранилище ценностей, Сюнкёдэн (дворец Весенней радости) - оружейная, Хигёся (покои Летящих ароматов) - «женский» дом и ещё много различных павильонов, дворцов и зданий. А так же великое множество ворот, большинство которых по японской традиции имели собственные имена.

Загородный дворец Китаяма-дэн

«Золотой павильон»Резиденции Асикага Ёсимицу построенной в 1381 году повезло немного больше чем дворцу Дайри. От неё сохранилось здание Кинкаку, ставшее одной из туристических мекк. Сохранности поспособствовало то, что как резиденция комплекс просуществовал меньше трёх десятков лет и был перестроен в храм. В целости и сохранности павильон простоял до 1950 г., когда был уничтожен поджигателем. Восстановили «Золотой павильон» через пять лет в 1955 г. Как это часто бывает на стыке эпох, здание воплотило в себе лучшее из обоих стилей синдэн и идущего ему на смену сёин. Своё название Кинкаку получил благодаря оригинальному декору из золотых листов, украшающему здание внутри и снаружи. Первые два этажа окружает открытая галерея, а на третьем находятся непривычные для времени строительства арочные окна. Каждый этаж выполнят свою функцию. Первый служит для жилья, второй для творческих занятий, а самый верхний для медитации. Трехъярусное здание оставляет впечатление удивительной лёгкость. Оно буквально парит над водой и вместе с тем оно гармонично вписано в окружающий прибрежный ландшафт. История с сожжением и «воскрешением» павильона обретает особый смысл, если обратиться к символизму Кинкаку. Расположенная на крыше птица феникс как бы рождается и «золотого» огня здания. Неудивительно, что Кинкаку пережил остальные строения комплекса и до сих пор радует жителей Японии и туристов своей красотой.

Дворец Ниномару

Дворец НиномаруДворец Нономару, как и Китаяма-дэн возводили для сёгунов. Делалось это в тот период, когда верховная власть в стране принадлежала военной аристократии. Собственно резиденции монархов того времени на фоне дворцов реальных правителей выглядят несколько блекло. Примером этого служит дворцовый комплекс Нидзё, к  которому принадлежит Нинамору - дворец могучей династии сёгунов Токугава. Построенный рядом с императорским дворцом он был призван подчёркивать превосходство над былыми правителями. Поэтому он больше по размерам и гораздо лучше украшен. «Помпезная» роль этого строения становится очевидна, если пройтись по нему до спальни сёгуна, которая что характерно располагается в самой дальней части здания и значительно уступает по роскоши официальным залам. Последние украшены золотом и работами старинных мастеров. Живопись, чеканка, резьба нет такого искусства, которое не было бы представлено здесь. Но очевидно, что жить сёгун предпочитал в более скромных апартаментах. Это относится и к служебным помещениям, цель которых не произведение впечатления на гостей. Особых слов заслуживает пол, начинающийся от центрального входа. Он знаменит, наверное, больше чем сам дворец и весть дворцовый комплекс вместе взятый. Дело в том, что при ходьбе его деревянные доски вместо скрипа издают приятные птичьи трели. Происходит это благодаря искусно скрытым приспособлениям. За это он получил прозвище «соловьиный» пол.

Дворец Кацура

Этот дворцовый ансамбль возводился двумя поколениями семьи Хатидзё. В нём знатные аристократы постарались выразить свои взгляды на культурную традицию. Большое влияние на них оказал знаменитый в то время архитектор Кобори Энсю. Возможно благодаря этому, а так же идеальной планировке, комплекс, не смотря на строительство длинной в 65 лет и последующие достройки, полностью органичен. В ходе одной из достроек, предшествующей визиту Императора, серьёзные изменения были внесены во внутренний интерьер. В частности были добавлены комнаты с разным уровнем пола. Они являлись неотъемлемой частью дома любого аристократа. Высота пола зависела от ранга того, кто в ней проживал.

Дорожка в саду. Дворец КацураДворец состоит из трёх построек старого сеина (косеин), среднего сеина (тюсеин) и нового дворца (синготен), крыши, которых образуют зигзаг. Первый этаж каждого здания, стоящего на опорах, окружает веранда. Любопытно убранство тюсеина. Его раздвижные стены изнутри украшают росписи, полностью повторяющие природу за ними - очередной шаг к слиянию с окружающим миром. Одна из важнейших частей комплекса - сад, занимающий площадь в две трети гектара. Это так называемый «чайный сад». Чтобы познать истинную красоту такого сада необходимо неспешно пройти по дорожке, вокруг которой собственно и строится основная композиция. Славится дворец Кацура и своими чайными домиками: Гэппаро, Сёкатэй, Сёкинтэй, Тёикэн и Сёикэн. Каждый из них достоин отдельного рассказа, но остановлюсь на двух: Сёкинтэй и Гэппаро. Первый трёмя сторонами обращён к пруду и в самую жаркую погоду сохраняет приятную прохладу. Кроме этого его отделка может поспорить изяществом с императорскими покоями. Гэппаро же с приходом осени претерпевает волшебное превращение. Виной которому растущие рядом клёны, меняющие с приходом осени свою окраску. Домик расположен таким образом, чтобы из него в ночное время можно было наблюдать лунное отражение.

Часть дворцового комплекса КацураЕсли сравнить японские дворцовые комплексы со средневековыми европейскими зданиями становится очевидным абсолютно разный взгляд на архитектуру. В европейском дворце главным являлось только одно здание, остальные постройки значительно уступали ему по размерам и изяществу. С другой стороны японская традиция зиждется на органичном сочетании всех элементов, а это подразумевает не только то, что все здания выполнены в одном стиле, но и как минимум не сильно уступают в красоте друг другу. Поэтому императорский дворец зачастую почти не выделялся. Отношение к самому пространству в европейской традиции изначально враждебное. Отсюда отсутствие полностью открытых помещений и необходимость в разного рода балконах и беседках. Японский дворец напротив является частью окружающего. Его веранда, зачастую идущая по периметру всего здания, продолжение, как комнаты, так и сада находящегося снаружи. Впрочем, вовсе не снаружи. Ведь сад такая же часть дворца как тронный зал.

В заключении замечу, что человеку с европейским менталитетом довольно трудно оценить всю прелесть дворцовой архитектуры Японии, особенно раннего периода, когда внешние проявления были не столь очевидны. Однако всё это высокие материи. Чтобы насладиться красотой императорских дворцов, вовсе не надо быть эстетом. Достаточно иметь глаза.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

158219
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
123130
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
111753
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
108527
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
89719
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...