Авторизация
Вы находитесь на странице: Архитектура Развитие японской архитектуры

Опрос

Мне нравится ваша online поддержка по яп.языку

Развитие японской архитектуры

Оценка пользователей: / 22
ПлохоОтлично 

Олимпийский спортивный комплекс в Токио, автор Тангэ КэндзоПервые жилища древних обитателей японских островов недалеко ушли от сомнительного пещерного образа распространённого в Евразии. Чаще всего это были выкопанные в земле ямы укрытые от дождя и солнца ветками. Конечно не полноценный дом, но уж точно не «пещера». Об архитектуре как таковой, по крайней мере в бытовом смысле этого слова, можно говорить начиная с III тысячелетия до нашей эры. Тогда появляются небольшие постройки с поднятым над землёй полом и двускатной крышей. Развитие религии потребовало строительства культовых сооружений, которые должны были отличаться от светских построек в лучшую сторону. В результате уже в IV веке н.э. на территории Японии возводятся циклопические сооружения. О влиянии религии подробнее будет рассказано в следующей статье - «Религия как движитель традиционной архитектуры Японии». Здесь же ограничусь замечанием, что долгое время развитие архитектуры находилось во власти культового сознания народа.

Храм Люжунсы. ЯпонияСреда обитания, в том числе рукотворная, на мой взгляд, не только и не столько влияет на формирование личности, сколько служит своеобразным зеркалом, в котором отражена внутренняя наполненность индивида. Взглянем на дом, построенный в традиционном японском стиле. Он не выделяется в окружающем пространстве, не довлеет над ним. В идеале жилище сливается с природой, становясь её продолжением, но не в коем случае не придатком! Мироощущение японца, хоть и  построено на целостности внешнего и внутреннего, признаёт самодостаточность и ценность каждого элемента. Взаимосвязь же этих элементов происходит посредством «мостов». Примером такого «моста» между приусадебным участком и традиционным японским домом служит веранда. Её делали из грубо обработанного дерева, которое служило своеобразным звеном, связывающим твёрдую каменистую поверхность сада и пол жилища устланный мягкими соломенными циновками.

Как уже отмечалось выше, большое влияние на японскую архитектуру оказало китайское зодчество. Но при всей схожести обращает на себя внимание тяготение самураев к горизонтальному развитью пространства. Если китайские храмы устремлены вверх, то японские не смотря на внешнюю похожесть, как бы стелятся по земле. Основой всех строительных конструкций выступают комбинации квадратов и прямоугольников. Здесь вы не увидите обилия изгибов и окружностей, характерного для других культур. Все здания это сочетание опорно-балочных структур с осевой симметрией. Жесткость постройкам придаётся не с помощью диагоналей, а  благодаря использованию твёрдой древесины.

Традиционный японский домПриродный ландшафт японских островов изобилует лесами. Поэтому неудивительно, что на протяжении веков основным строительным материалом оставалась древесина. Но кроме доступности существовали другие прагматичные соображения. Возведение дома из камня трудоёмкий и сложный процесс. Он может быть оправдан на сибирских просторах. Когда дом-батюшка служит нескольким поколениям, защищая от жестоких морозов и охочих до чужого добра лихих людей. В Японии же с её плавящей жарой и сезоном дождей каменное здание могло служить разве что пыточной. Да и, не смотря на свою кажущуюся капитальность, простояло бы оно не долго. Постоянные микроземлетрясения  для каменных зданий, в отличие от деревянных, плачевны. Из-за этого вплоть до первой половины прошлого века строительство в Японии оставалось в рамках малоэтажной традиции. Однако прогресс идёт вперёд, иногда не обращая внимания даже на здравый смысл. Форсированная каменная и кирпичная застройка Токио, в результате разрушительного землетрясения 1923 года, была погребена под руинами, породив ценой огромного числа жизней концепцию безопасного жилья. Которая реализовалась с приходом в строительствожелезобетонных конструкций.

Токийский вокзал – 1920 год, Тацуно КингоПоявление железобетона вкупе с экономическим подъёмом вызвал кэнтику буму - взрывной рост мегаполисов. Один за другим поднимаются небоскрёбы. Новый материал потребовал новых форм, многие из которых нашлись за границей. Например, идея больших многоквартирных домов - данти пришла из СССР.  Считается, что в наступившем периоде японцам при всех заимствованиях удалось сохранить национальный колорит. Сомнительная хоть и распространенная точка зрения. Количество этих самых заимствований было столь велико, что приходится говорить скорее о формировании абсолютно нового стиля - японского модернизма. В котором традиционные архитектурные элементы отступают на второй план. На первый же выходит целесообразность и футуристические мотивы, в изобилии перекачивавшие из аниме и манги во все сферы жизни, в том числе архитектуру. Тысячелетиями главным строительным материалом было дерево. Нашлось для него место и в новых реалиях. Пусть и чисто символическое. Принцип гибкой стойкости перекочевал в конструкцию японских небоскрёбов, а древовидная структура легла в основу архитектурно-строительного комплекса: небольшие бюро -> большие проектные организации -> мощные строительные корпорации со своими проектными подразделениями.

Современная японская архитектураНо нужны были не только новые формы, но и те, кто эти формы возьмется воплощать. Японские архитекторы вышедшие в свет в конце XIX века уже мыслили по западным образцам. Во многом благодаря правительству кинувшемуся догонять более развитые страны. Это выразилось в постройке Банка Японии и Токийского вокзала архитектора Тацуно Кинго, а так же Императорскго дворца Акасака архитектора Катаяма Токума. Но Олимпийские игры 1964 года прошедшие в Токио наглядно показали всему миру, что японская архитектурная мысль способна не только заимствовать, но может и удивлять. Спортивные сооружения, спроектированные Тангэ Кэндзо, сочетали в ультрасовременность с колоритными национальными элементами, что наиболее ярко выразилось в олимпийском стадионе. Это позволило Кэндзо стать самым знаменитым архитектором Японии. В 1977 году по его проекту возводят потрясающее здание Ханаэ Мори с фасадом из синего зеркального стекла. Бурные восьмидесятые дают путёвку в жизнь целой плеяде талантливых зодчих. От гениального самоучки Андо Тадао (Рокко Хаузинг Ван, Ла Коллеционе) до Исодзаки Арата (Сюкося, токийский Глоб театр) и Маки Фумихико (спиральное здание на Аояма-дори). Вместе с тем в застройке городов активное участие принимали и зарубежные мастера: Рафаэль Виноли (токийский международный форума в Юракутё - город из стекла), Норман Фостер (Башня Века - Century Tower), Питер Эйзенман (театр Коидзуми), Ренцо Пиано (Кансайский аэропорт)... Список можно продолжать бесконечно. Многие из него в первый раз проявили себя как архитекторы экстра-класса именно на Островах. Япония превратилась в гигантскую строительную площадку, на которой архитекторы могли воплощать свои, иногда эксцентричные задумки. Например, Филипп Старк не придумал ничего лучше, чем построить здание в форме перца, а  Найджел Коутс украсил своё творение ожерельем из ржавчины.

Строительный бум завершился, и вместе с этим пришло понимание, что искусство ради искусства как секс без любви - безусловно, приятно, но рано или поздно хочется чего-то большего. Звание мирового архитектурного Вавилона, конечно, привлекает туристов. Но ещё больше гости Японии, да  и её жители тоже,  желают видеть не расплодившийся по планете безликий модернизм, а загадочную восточную душу, запечатлённую на фасадах и карнизах. Думаю потомкам самураев это вполне по плечу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

158219
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
123130
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
111753
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
108527
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
89719
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...