Авторизация
Вы находитесь на странице: Архитектура Религия как движитель традиционной японской архитектуры

Опрос

Что привлекает меня в новостях?

Религия как движитель традиционной японской архитектуры

Оценка пользователей: / 10
ПлохоОтлично 

 

Первым, ярко выраженным этапом в японской культовой архитектуре, становится так называемый период «кофун», получивший своё название от японского слова «курган». В это время IIIVI век н.э. было принято возводить усыпальницы в форме курганов. Некоторые из них были способны поспорить размерами с одноимёнными природными образованиями. Например, место упокоения императора Нинтоку было почти 500 метров протяженностью, что значительно больше всех когда-либо созданных сооружений подобного рода.

Курган окружал ров и символическое ограждение из глиняных цилиндров – «ханива» (яп. «глиняный круг»). Для изготовления «ханива» брали сырую глину, и раскатывал её в цилиндры, которые разрезали на диски. Из дисков вынимали середину и складывали полученные кольца в своеобразную глиняную трубу, стыки которой замазывались такой же глиной. Считалось, что внутри изгороди состоящей из таких столбиков находилось сакральное пространство. В центре него, как правило, ставили глиняную же статую.

Кофун императора НинтокуУсыпальницы строили многие народы, но немногим как японцам с приходом «больших» религий удалось сохранить элементы языческой культуры. Синтоизм и сейчас играет свою роль, а самый грандиозный памятник Древней Японии это синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ). Комплекс Исэ-дзингу, который на Островах часто называют просто Дзингу, состоит из двух святилищ: Внутреннего - Найку, посвященного богине Аматэрасу Омиками и Внешнего - Гэку, посвященного божеству злаков Тоёукэ, которые разнесены на 6 километров и соединяются тропой паломников. Оба святилища состоят из множества зданий построенных из обработанного неокрашенного дерева. Здания стоят на возвышающихся над землёй столбах. Принято считать, что это дань более древней традиции строительства амбаров. Удивителен способ, которым японцам удалось сохранить святыню до наших дней в неизменном состоянии. Каждые двадцать лет все строения разбираются и заменяются своими точными копиями. Сложно вообразить каких на протяжении веков это стоило затрат. С результатом этого труда и теперь может ознакомиться любой турист или паломник. Не всё измеряется деньгами, но думается неиссякаемый поток последних и особенно первых окупает все затраты с лихвой.

ТорииСтиль синтоистской архитектуры называется – тайся. Для него характерно отсутствие окраски и каких-либо украшательств. Считалось, что красота храмов должна выражаться в форме построек и в тщательной обработке дерева. Надо сказать в этом японцы преуспели, о чем свидетельствуют дошедшие до нашего времени элементы тайся. Синтоизм предполагал строительство огромного числа храмов. Каждое божество необходимо было почитать в построенном именно для него святилище. Зачастую приходится наблюдать, как рядом стоят несколько абсолютно идентичных построек. Например, в Осаке для трёх морских «ками» (божества) возвели три одинаковых святилища, в каждом из которых почитается один из них.

Говоря о тайся нельзя не упомянуть о важнейшем элементе синтоистской архитектуры ритуальных вратах – Тории. Дословный перевод этой аббревиатуры звучит весьма прозаично – «птичий насест». Согласно легенде, когда богиня солнца Аматэрасу скрылась в пещере и Земля погрузилась во мрак. Встревоженные люди по совету старца возвели огромный насест, на который посадили всех своих петухов. Птицы подняли такой шум, что заинтересованная богиня выглянула из своего добровольного заточения. Луч света указал на местонахождение Аматэрасу. Предполагается, что каждый японец, желающий чтобы удача не отвернулась от него, должен построить тории. В результате некоторые святилища имеют тысячи ритуальных ворот, каждые из которых являют собой проход в «божественный» мир, где человек может обращаться к ками.

Для синтоистской архитектуры характерна не только элегантная скромность неокрашенного дерева и ритуальные врата, но и широкая двускатная крыша, капитальные деревянные опоры и гармония с окружающей природой. Последняя деталь на долгое время останется важнейшим элементом японского строительства. Постепенно она эволюционирует в идею интеграции с окружающим пространством, которая вместе с изменением этого самого пространства начнёт принимать несколько гротескные формы. Однако воздержусь от личностных высказываний.

Серьёзные изменения в японскую культовую архитектуру пришли вместе с буддизмом. Причём влияние новой религии оказалось настолько серьёзным, что корректировке подвергся даже традиционный стиль тайся. Кумирни стали украшаться яркими красками, а так же металлическими и резными деревянными элементами. Для удобства монахов и паломников появляются всевозможные подсобные пристройки.

Хорюдзи – Храм процветания ЗаконаПервый буддийский храм на территории Японии был построен в 552 году. Простоял он не долго. Противники «пришлой» религии сожгли его. Около века понадобилось буддизму, чтобы закрепиться на островах. Если верить «Нихоге» к середине VII века насчитывалось почти полсотни храмов. Один из них сохранился до сегодняшнего времени. Это известный монастырь Хорюдзи или как его ещё называют Храм процветания Закона. Храмовый комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, раскинулся на площади 90 000 квадратных километров. Период становления буддизма в Японии совпадает с большим притоком миссионеров, среди которых попадаются и зодчие. Поэтому неудивительно, что Хорюдзи, как и все первые буддийские храмы во многом копирует китайских собратьев. Так центр комплекс смещён на, обладающий особой мистической силой, север. А большинство построек сориентировано по оси север-юг. От Внутренних ворот (Тюмон) Западного храма (Сай-ин) идут две крытые галереи (кайко), которые смыкаются у зала для проповедей (кодо). Галереи образуют прямоугольное пространство, в котором находится Золотой зал (Кондо), включающий в себя многоярусную пагоду и алтарь. Рядом с Западным храмом располагается Восточный (То-ин), в центре которого находится оригинальное восьмиугольное здание. В нём по преданию принц Тайси проводил время в медитациях над сутрами. За это оно было названо Залом мечтаний (Юмэдоно).

Японский сад камнейМногие традиции строительства, проявившиеся в этих первых буддийских храмах, перейдут потом не только на культовые постройки, но станут чертой светской и в том числе военной архитектуры. Это, например, относится к ориентированию строений по оси север-юг. Семь же основных построек благополучно перекочуют в позднюю традицию. Это колокольня, пагода, хранилище сур, а так же главный, спальный, обеденный и проповедный залы. Территорию комплекса окружали земляные стены. В них располагались двухъярусные ворота, чтимые наравне с основными святынями: Великие южные ворота (Нандаймон) и Внутренние ворота (Тюмон).

Логичным выражением духовной сферы в архитектуре стал сад. Японские мастера ландшафтной архитектуры в отличие от западных пошли не по пути приручения природы. Они создали уникальную наполненную символизмом систему, в которой каждый последующий элемент связан с предыдущим. Искусство «карэ сансуй» (яп. «сухой пейзаж») заключается в правильной расстановке камней, а не выращивании груш и яблонь. Впрочем, это тема для отдельной статьи. Отмечу только, что традиционный японский сад камней служит одним из переходных звеньев между окружающей природой и жильём японца.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Самое читаемое

156280
Вся правда о японских школьницах
Коротенькая юбочка, еле скрывающая прелести,...
122228
Популярные японские выражения
Встреча и прощание В этом разделе описаны...
110174
Девушки Японии. Стремление к совершенству
Пересматривая известную картину...
107210
Японская татуировка. Главные образы и их значение.
Особенность японской татуировки не только в...
88747
Подробно о японском языке
Аргентина, Австралия, Белиз, Бразилия, Канада, Доминиканская...